Кроме того, перед использованием смазочных материалов (жидких или пластичных) в узлах трения выполняют контроль их качества в соответствии со стандартами на жидкие или пластичные смазочные материалы. ГОСТ 16504-81 предусматривает различные виды испытаний, среди которых предпочтение отдано лабораторным, сравнительным и ведомственным испытаниям.
Прибор для определения сопротивления смазочных материалов позволяет определять сопротивление различных смазочных материалов при отсутствии нагрузок на поверхностях трения в зависимости от скорости скольжения в паре трения, а также от количества смазочного материала.
Зазор в паре трения составляет 0,5 мм, что соответствует значениям зазоров в реальных узлах трения машин.
Пара трения хорошо центрируется, что определяет высокую точность прибора.
Пара трения смонтирована на основании и состоит из валика с пятой, установленного в подшипниках качения, и втулки.
Нижним концом втулка опирается на пяту пальца; к верхнему концу втулки крепится стрелка, а к боковой поверхности втулки — плоская спиральная пружина.
На панели установлены стойка с закрепленным на ней лимбом и несущая стойка, к которой винтом крепится второй конец пружины.
На несущую стойку опирается траверса.
Пара трения прибора приводится от синхронного электродвигателя (мощность 15 Вт, напряжение 220 В) через редуктор, шкив и гибкую передачу в виде бесконечной пружины.
Для включения прибора в работу служит тумблер.
Прибор установлен на регулируемых по высоте опорах.
Перед началом опыта пару трения промывают в авиационном бензине, сушат на открытом воздухе и заполняют смазочным материалом определенных сорта, вида и количества.
В период между испытаниями пару трения покрывают тонким слоем защитного смазочного материала.
Прибор для определения утечки смазочных материалов из зазоров узлов трения.
Одна половина корпуса прибора является рабочей, другая — служит крышкой.
Прибор имеет пластинку с двумя направляющими шпильками, регулировочный винт, планку, которая плотно прижимается к торцу прибора двумя плоскими пружинками, припаянными к торцу корпуса.