Вал вместе с дисками под действием внешней силы сместится на расстояние (абсолютное смещение), что приведет к уменьшению зазора г и увеличению зазора д. Разность давлений жидкости определяет результирующую силу смазочного слоя подшипника. Назовем эту силу грузоподъемностью подшипника.
Более подробно вопросы расчета подшипников скольжения с гидродинамической и гидростатической смазкой для металлорежущего оборудования освещены в работах.
Подшипники скольжения с газовой смазкой.
В подшипниках скольжения, смазываемых газообразным смазочным материалом (воздух, гелий и пр.
), возможна газодинамическая или газостатическая смазка.
Эти подшипники имеют ряд существенных преимуществ, поскольку газовая смазка исключает осложнения, возникающие при других видах смазки (высокое сопротивление жидкого или пластичного смазочных материалов, трение в условиях граничной или полужидкостной смазки и др.
). При высоких температурах характеристики подшипниковых опор с газовой смазкой определяются в основном прочностью узлов трения и деталей машин, а не свойствами смазочных материалов.
Высокая термическая стабильность газа, используемого в качестве газообразного смазочного материала, а также стабильность его физико-химических свойств в условиях радиации делают возможным применение подшипников с газовой смазкой в турбостроении й криогенной технике, атомной энергетике и химической промышленности.
По сравнению с жидкостной и гидродинамической смазкой газовая смазка более перспективна и экономична.
Малая вязкость газа позволяет реализовать высокие частоты вращения подшипников при минимальных потерях па трение, незначительном изменении температуры газообразного смазочного материала и опор трения.
Последние два обстоятельства обеспечивают высокую долговечность подшипниковых опор с газовой смазкой.
Частота вращения таких опор составляет 10-100 тыс.
мин-1. Однако нередки случаи, когда частота вращения подшипников подобного типа превышает 300 тыс.
мин-1. Зазор в подшипниках составляет 0,20-25 мкм.