В подшипнике качения сопротивление при работе на пластичном смазочном материале выше, чем на средневязких смазочных маслах, так как солидол С, который в значительных количествах удерживается сепараторными кольцами, заметно повышает сопротивление в подшипнике. Сопротивление в подшипнике качения при идентичных остальных условиях работы меньше, чем в подшипнике скольжения.
С увеличением нагрузки на поверхностях контакта подшипников обоих типов сопротивление возрастает.
Наибольшую нагрузочную способность смазочной пленки имеют высоковязкие смазочные масла, значительно меньшую — солидол С и средневязкие масла.
Сопротивление (внутреннее трение) смазочных материалов при отсутствии нагрузки на поверхностях трения определяли на приборе в условиях жидкостной смазки.
Сопротивление смазочного материала (при температуре окружающей среды 290-292 К) зависит не только от его вида и вязкости, но и от количества смазочного материала в узле трения (сопротивление минимально при наличии в узле трения 20 % смазочного материала от объема его заправки, максимально — при количестве его 39 %).
Сопротивление смазочных материалов исследовали также в различных условиях испытания в зависимости от времени после заправки или остановки узла трения.
Кривые для смазочных масел и пластичных смазочных материалов идентичны.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что смазочные масла и пластичные смазочные материалы в аналогичных условиях проведения опыта (например, при постоянных температуре и скорости сдвига) имеют одинаковое относительное перемещение молекул, частиц, слоев.
Аналогичный характер кривых получен и при других условиях испытания.