Для исследования противоизносных свойств смазочных материалов на машине трения были взяты пробы (по 5 г) из шарниров рулевых тяг автомобилей ЗИЛ-130 после различного пробега. Для обеспечения условия однородности смазочного материала при испытании каждую пробу свежего или работавшего смазочного материала перед анализом и испытанием тщательно перемешивали шпателем в агатовой ступке.
Преимущества жидкого смазочного материала были выявлены ранее при исследованиях узлов трения тракторов МТЗ-5, МТЗ-50, Т-74 и ДТ-75.
Это подтвердили и результаты сравнительных испытаний жидких и пластичных смазочных материалов в узлах трения автомобилей старых марок (ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и др.
), проведенных Е. С. Кузнецовым, С. В. Венцелем и др.
Проф.
Г. В. Виноградов показал возможность замены жирового солидола синтетическим в узлах трения машин, где нагрузки на поверхностях трения значительно выше, чем в подшипниках ступиц колес автомобилей и тракторов.
Некоторые заводы рекомендуют использовать в качестве смазочного материала ряда узлов трения жидкий смазочный материал.
Его невозможно пока применять лишь в ступицах колес автомобилей и большей части тракторов (за исключением тракторов Т-40, Т-150К, К-700, К-700А, К-701 и их модификаций).
Уменьшение изнашивания шарниров рулевых тяг автомобилей ЗИЛ-130 при увеличении периодичности смазывания не характерно для шарниров рулевых тяг некоторых других автомобилей, поскольку эти узлы трения недостаточно герметичны и в них проникают абразивные механические примеси, способные вызывать изнашивание поверхностей трения.
Это подтверждают результаты определения гранулометрического состава частиц загрязнений в пробах смазочного материала, взятых из шарниров рулевых тяг.
В процессе испытаний, как отмечено выше, оценивали также состояние смазочной пленки (визуально), наличие и состояние следов коррозии на поверхностях трения.
Для жидкого и пластичного смазочных материалов эти показатели при различной периодичности смазывания для автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ изменяются незначительно.