Использование в этих условиях пластичного смазочного материала неэффективно. Дело в том, что такой смазочный материал не обладает свойствами ни капиллярности, ни смачиваемости и не способен выделяться из каналов крестовин карданного вала и других подобных сопряжений и узлов трения и попадать в зону контакта деталей под действием центробежных, инерционных и других сил или собственной массы.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что игольчатые подшипники крестовин карданных валов колесных машин и другие узлы трения машин следует смазывать только высоковязкими смазочными маслами, как наиболее эффективным смазочным материалом.
Об этом свидетельствуют также данные испытаний карданных валов различных автомобилей на жидких и пластичных смазочных материалах, проведенных НАМИ.
Влияние количества и дисперсности частиц абразивного материала на износ пар трения.
На универсальной машине трения испытана пара трения сталь 45, закаленная до 61 -66 HRQ, — бронза ВрОЦС 5-5-5, при частоте вращения вала 1050 мин-1, температуре окружающей среды 293 К и различном количестве абразивных частиц в смазочном материале.
Длительность испытания -30 мин.
В качестве смазочного материала были приняты солидол С и высоковязкое смазочное масло (в одном из опытов использовали Литол-24).
Перед испытанием в смазочные материалы вводили абразивный материал (2; 10; 15 и 20 %).
В качестве абразивного материала был выбран люберецкий кварцевый песок с размерами частиц зерна от 5 до 60 мкм; содержание частиц размером 5-10 и 55-60 мкм -5 %, частиц остальных фракций -10 %.
Для проведения испытания изготовляли образцы смазочных материалов (с абразивным материалом) массой 1 г. Образцы взвешивали на аналитических демпферных весах и наносили перед началом испытания на поверхности трения бронзовых образцов машины трения.
Зависимость абразивного износа от продолжительности испытания, сорта и вида смазочного материала показывает, что износ на смазочном масле, чем на пластичном смазочном материале.
В первой серии опытов давление на поверхностях трения составило 1 МПа, во второй и третьей — было больше соответственно в 2 раза и 3 раза.