Влияние сорта и вида смазочного материала и концентрации абразивного материала на износ

Влияние сорта и вида смазочного материала и концентрации абразивного материала на износ

Влияние сорта и вида смазочного материала и концентрации абразивного материала на износИзнос на жидком смазочном материале меньше износа на пластичном смазочном материале, причем износ трущихся поверхностей при работе на смазочном масле возрастает с увеличением размера частиц абразивного материала от 5-7 до 20-30 мкм. Дальнейшее увеличение размера частиц абразивного материала (более 30 мкм) не сопровождается существенным ростом износа, а введение частиц абразивного материала размером более 30-40 мкм даже приводит к уменьшению износа пары трения.

Другие результаты получены для пластичного смазочного материала.

С увеличением размера частиц абразивного материала (кроме частиц размером до 4-6 мкм) износ трущихся поверхностей непрерывно увеличивается, и только при размере частиц 45-60 мкм и более рост износа несколько замедляется, что, видимо, можно объяснить следующим.

Такие частицы абразивного материала (из-за увеличения их массы и, следовательно, центробежных сил, создаваемых ими при работе пары трения) не могут удерживаться на трущихся поверхностях деталей даже пластичным смазочным материалом, поэтому частично сбрасываются с деталей при работе трения (рабочая температура в зоне трения 453-483 К). Таким образом, при использовании в качестве смазочного материала узлов трения масел на поверхности контакта могут быть занесены абразивные механические частицы лишь малых размеров, что, естественно, резко уменьшает износ рабочих поверхностей деталей в зоне трения по сравнению с применением пластичного смазочного материала.

Анализ проб жидких и пластичных смазочных материалов из узлов трения показал, что в них содержатся абразивные механические частицы размерами от 7 до 46 мкм, т. е. частицы, способные в той или иной степени вызывать изнашивание поверхностей трения деталей.

На этом основании был сделан вывод о необходимости повышения герметичности современных узлов трения и целесообразности использования в них смазочных масел.

Перетертые (раздробленные) абразивные механические примеси меньше изнашивают поверхности трения, что очень важно для узлов трения с одноразовым проточным смазыванием.

При этом также возможно исключение внесения свежих абразивных механических примесей в узлы трения, способных вызывать изнашивание деталей.