От продолжительности этого периода (с момента заправки или остановки до пуска машины) зависят сопротивление смазочного материала, а следовательно, и потери мощности на преодоление сил трения в смазочном материале в период пуска и увеличение износа деталей узлов трения машин. По истечении подготовительного периода сопротивление смазочного материала снижается до некоторого постоянного значения, характерного для выбранных условий испытания, вида и сорта смазочного материала, технологии изготовления, исходных компонентов смазочного материала.
Это подтверждают результаты исследований на устройстве для оценки выдавливаемости смазочных материалов из узлов трения.
При исследовании смазочных материалов в интервале температур от 247 до 323 К продолжительность подготовительного периода составляет 10-55 мин.
Период наибольшего сопротивления смазочных материалов проверен на машине трения ЛМТ при наличии нагрузок на поверхностях трения.
В результате установлено, что учет времени выдержки перед пуском узлов трения позволит на 4-15 % снизить энергетические потери на трение и до 15 % уменьшить износ деталей машин.
Утечку смазочных материалов из узла трения скольжения в статических условиях исследовали на приборе.
Результаты исследований свидетельствуют о росте утечки жидких смазочных материалов с увеличением зазора, уменьшением вязкости смазочного материала и содержания в нем смолисто-асфальтовых веществ, уменьшении адгезии, когезии и др.
В частности установлено, что при температуре 287-293 К и зазоре [8, 13] 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 и 1,0 мм истечение смазочных масел М10Б и М10В практически прекращается соответственно через 80; 68; 54; 48 и 40 мин, автола 18 (смазочного масла АК-15) или МТТбп — через 97; 86; 70; 60 и 50 мин, высоковязкого смазочного масла (летнего) — через 200; 180; 160; 90 и 65 мин.
Истечение жидких смазочных материалов при зазоре более 0,2 мм происходит быстро только до определенного предела.
При зазоре менее 0,2 мм истечение смазочных масел значительно замедляется и при некоторой величине зазора может не наблюдаться.