Это характерно, например, для высоковязкого смазочного масла при зазоре менее 0,15-0,16 мм. Следовательно, использование смазочных масел для рассматриваемых узлов трения при обычных температурах возможно, если зазоры в последних не превышают указанную величину.
При этом, если не происходит выдавливания смазочного материала, то он не будет вытекать из зазора узла трения.
При температуре 313-323 К и зазоре 0,2; 0,3 и 0,4 мм истечение высоковязкого смазочного масла прекращается через 44; 35 и 25 мин-1; при зазоре около 0,1-0,12 мм это масло практически не течет при температуре 323-333 К. В этих условиях явно выражено явление капиллярности и смачиваемости жидкого смазочного материала.
Этими свойствами не обладает пластичный смазочный материал.
Для уменьшения потерь жидкого смазочного материала из узлов трения при работе и заправке зазор должен составлять 0,1 -0,12 мм, поэтому необходимо повысить качество изготовления и ремонта узлов трения современных машин.
В связи с этим взамен посадок с зазором при изготовлении и ремонте машин следует использовать посадки с зазором.
Это позволит до 40 % снизить расход смазочных материалов в узлах трения машин.
Для исследования улучшения условий работы отдельных узлов трения при жидкостной смазке разработано устройство, в подвижных деталях узлов трения которого выполнены каналы: продольный (глухой, для вворачивания прямой или угловой резьбовой масленки и n радиальных (n = 3, 4, 5,… в зависимости от длины поверхности трения).
Выходные отверстия каналов располагаются на поверхности трения детали по направлениям т (т = 1, 2, 3, …) винтовых линий в различных плоскостях к оси детали на расстоянии 8-10мм одна от другой.
Каждый радиальный канал расположен по отношению к соседним каналам по длине оси детали под углом не более 120°, измеренным в плоскости поперечного сечения детали.
Преимущество предложенного способа состоит в том, что при любом положении подвижной детали одно или даже несколько выходных отверстий радиальных каналов оказываются в таком положении, при котором высоковязкое смазочное масло легко вытекает из них и попадает в зону трения сопряжения, более интенсивно (чем обычно) питая ее смазочным материалом.