В последние годы в сельском хозяйстве, строительстве и в промышленности используют большое число тракторов «Беларусь», ЮМЗ-6, Т-150, Т-150К, К-700, К-700А, К-701, автомобили КамАЗ и др. Условия работы смазочных материалов в узлах трения этих машин недостаточно изучены.
Испытания смазочных материалов и выбор периодичности смазывания узлов трения в основном проводили на новых тракторах.
После десяти месяцев испытания узлов трения машин на рекомендованных смазочных материалах и режимах их использования проведена вторая техническая экспертиза шарниров рулевых тяг и ступиц передних колес.
При этом устанавливали износ деталей, расход смазочного материала, оценивали состояние смазочной пленки и поверхностей трения, определяли степень их коррозионного разрушения в зависимости от применяемого смазочного материала и периодичности смазывания.
Износ деталей измеряли микрометром, либо использовали метод искусственных баз.
Методика определения износа деталей, оценки коррозии, состояния смазочной пленки в узлах трения.
Отдельные результаты испытания обрабатывали методами математической статистики.
Фактический пробег автомобилей за период испытаний составили 14,9-60,3 тыс.
км, а наработка тракторов -712-972 мото-ч. Срок службы уплотнений шарниров рулевых тяг и других узлов трения до исследования не превышал 1,5 года.
Поскольку сравниваемые фактические износы шарниров рулевых тяг и других узлов трения получены при различных пробегах грузовых автомобилей и наработке тракторов, результаты испытания пересчитаны на одинаковые пробеги или наработку (приведенный износ).
Результаты микрометража шаровых пальцев рулевых тяг различных автомобилей и тракторов показали, что износ их для всех автомобилей и тракторов на высоковязком смазочном масле меньше, чем на солидоле С. Износ шаровых пальцев замеряли в двух взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б; износ принимали равным среднему значению этих замеров.
Анализ показывает, что износ шарниров рулевых тяг у автомобилей ЗИЛ при периодичности смазывания 8 тыс.
км меньше, чем при периодичности 2,5 тыс.
км; еще меньше износ при периодичности 4-6 тыс.
км.