Установление явления наибольшего сопротивления смазочных материалов

Установление явления наибольшего сопротивления смазочных материалов

Установление явления наибольшего сопротивления смазочных материаловКроме того, смазочные масла, являющиеся ньютоновскими жидкостями, подобно неньютоновским жидкостям (пластичным смазочным материалам — точка А) и твердым телам характеризуются напряжениями сдвига и пределом прочности (точки Б, В, Г, Д и Е). В связи с этим при одинаковых условиях испытания способность ньютоновских (смазочных масел) и неньютоновских (пластичных смазочных материалов) жидкостей оказывать сопротивление относительному перемещению их слоев под действием приложенных сил следует оценивать одним показателем, зависящим от воздействия результирующих сил слоев, частиц и молекул жидкого или пластичного смазочных материалов на исполнительный механизм прибора. Это свидетельствует о том, что резкую границу между ньютоновскими и неньютоновскими жидкостями, с одной стороны, и твердыми телами, с другой, можно проводить лишь условно.

Исследованиями выявлено также, что при жидкостной смазке узлов трения, после заправки или остановки смазочный материал проявляет большее сопротивление, чем спустя некоторое время.

При увеличении вязкости смазочного материала сопротивление возрастает, а время выдержки (или период приспособления) увеличивается, и наоборот.

Сопротивление у пластичного смазочного материала значительно выше, а период приспособления значительно больше, чем у жидкого смазочного материала (смазочного масла).

При этом сопротивление смазочного материала изменяется на 4-15 %.

Так установлено явление наибольшего сопротивления смазочных материалов.

Оно вызвано тем, что в момент заправки или остановки узла трения происходит перемешивание слоев, частиц и молекул смазочного материала, разнообразных но свойствам, размерам, электрическим зарядам.

Для уменьшения сопротивления смазочного материала необходимо, чтобы его слои, молекулы и частицы приобрели «рабочее» состояние (при этом должны перераспределиться молекулы и частицы и сформироваться «слои легкого скольжения»).

Для этого необходим промежуток времени, продолжительность которого обусловлена рядом факторов.

Этот период — период «дозревания слоев легкого скольжения в смазочном материале» — называют подготовительным или периодом приспособления.